tao
Дао Комикаки
В сером и унылом октябре 2012 года под давлением депрессии, идей и обстоятельств я начал постить в Instagramсвои рисунки, которые позже окрестил — «Комикаки». Так всё начиналось. Сейчас я могу сказать, что Комикаки — уже не просто рисунки, они стали чем-то большим и обрели своё Дао.
Генезис
Одна из самых первых Комикаки. Док и пациент были первыми персонажами.
Рисую я с детства. Родители не запрещали мне портить обои фломастерами, поэтому визуальное искусство стало для меня одним из основных способов самовыражения. Я постоянно практиковался и в рисунке, и в живописи, пробовал разные стили, но больше всего меня увлекал карикатурный жанр. Мне всегда нравилось смешить людей. В школе я показывал свои карикатуры одноклассникам и внимательно следил за реакцией. Когда они смеялись, я чувствовал себя на высоте.

Мне кажется, если экстраверту суждено стать комиком, то его антипод-интроверт (предположим, что такой обязательно существует) непременно будет рисовать карикатуры.

В наше время понятия рисунка и графики расширились — рисовать можно практически на любом девайсе. Нарисовав, можно тут же делиться с друзьями (и не только) — многообразие социальных сервисов предоставляет множество возможностей.

На первые серии Комикаки меня вдохновил автор книги «Игнорируй всех» — Хью МакЛаод. Мне понравилась его идея — рисовать на обратной стороне визиток шариковой ручкой, впечатлила простота и гениальность его работ. Я даже сделал несколько таких рисунков, но потом решил, что не стоит переводить бумагу — давняя связь со стилусом и графическими редакторами взяла верх.

Несмотря на то, что многие считают основным персонажем Комикаки кота, первым появился Док. Однако кот действительно символичный и важный для меня персонаж, поэтому стоит рассказать о его «родословной».

Один из первых рисунков с котом
Когда речь и идёт о рисованных котах, первый, кого вспоминают, — это кот Саймона. Мне нравятся эти мульты, и у меня есть все книги про этого симпатяжку, но вовсе не он стал прообразом моего кота. Кот Саймона — немой, а прототип моего героя умеет говорить. Догадаться, о ком речь, без подсказки почти нереально. Это — Нянко-сенсей из японского аниме «Тетрадь друзей Нацумэ». В моих первых рисунках очевидно визуальное подражание этому образу. Близость моего героя и Нянко-сенсея (и отличие их обоих от Саймона) хорошо иллюстрирует цитата, характеризующая японского мультперсонажа:
«Ленивый, но при этом любопытный, временами несёт полный бред (в котором всё-таки есть логика и смысл, правда, очень глубоко)… Неуклюж, любит поиздеваться над окружающими… Изображает из себя прожжённого циника… Очень любит вкусно поесть, злоупотребляет саке.» [википедия]
Правда, был у кота из Комикаки и ещё один прародитель — реальный толстый наглый кошак, который жил у меня дома и делал вид, что это я живу у него. Это — шотландский страйт (прямоухий) шоколадной масти с серебряным подшёрстком. Красавец, короче. Характер у него тот ещё, и это порождало множество забавных историй, которые отражаются в моих работах по сей день. Этот прекрасный кот и мой друг, душа моих рисунков, прожил у меня 6 лет, но из-за плохой наследственности скончался от рака в июне 2017 года. RIP.
Так и родился один из главных образов моих рисунков — кот по кличке Понта (с японского — «барсучок»). Его очень приятно рисовать и перерисовывать, поэтому Комикаки с его участием наиболее вариативны.
Сюжеты с остальными героями возникают из наблюдений, копания в психологии и умения компилировать увиденное и услышанное в смешные говорящие образы. Чаще я использую постоянных персонажей — таких, как Док (психотерапевт) или Лао Цзы. В каждом конкретном случае право озвучить ту или иную мысль получает тот герой, которому она больше подходит. Есть и другие персонажи, которые появляются реже и чаще варьируются.
О слове «Комикаки»
Название «Комикаки» сложилось три года назад из обрывков комментариев — когда друзья стали обсуждать мои работы как новое явление. В итоге получилось такое псевдояпонское слово. Моя знакомая японка, PhD в филологии, заверила, что такого слова в японском языке нет. Это к лучшему, мало ли что оно могло бы значить.

Стоит ли склонять слово «Комикаки»? Знакомые лингвисты говорят, что стоит. И я часто следую их советам. Зря. Потому что утрачивается какая-то скрытая поэзия. Больше не буду!
Техника
Инструмент определяет технику исполнения. Если бы я рисовал на бумаге, Комикаки выглядели бы иначе. Если бы я рисовал в Photoshop или Illustrator на настольном компьютере — они бы вообще не появились. Мне важен был инструмент, который всегда под рукой, поэтому все рисунки я делаю на iPad.

Мой основной инструмент — Bamboo Paper. Дополнительные — Procreate и Tayasui Sketches. За эти три года я перепробовал, наверное, все топовые рисовалки для iOS. Но, по ряду причин, именно эти три оказались для меня лучшими.

Кому-то может показаться странным, что в качестве основного инструмента я выбрал незамысловатый Bamboo Paper, а не полноценный редактор для художника, каким являются Procreate или Autodesk®SketchBook®. Однако этому есть логичное объяснение. Сначала я пытался выбрать один из навороченных инструментов, но быстро понял одну важную вещь — простой инструмент с минимальными возможностями сдерживает перфекционизм художника, тем самым освобождая место для мысли.

Bamboo Paper с его ограниченными возможностями позволил мне даже не пытаться тщательно вырисовывать детали. В Bamboo Paper нет любимых художниками инструментов: слоёв, вырезания, копирования, трансформации, заливки и magic wand. Всё, что ты можешь сделать, — это сохранить несколько версий страницы. Зато я с удовольствием использую три главных преимущества Bamboo Paper: это, во-первых, практически идеальный для моих целей штрих и «ощущение чернил» (как это называет Wacom), во-вторых, удобный каталог работ в виде блокнотов и в-третьих, возможность хранения оригинала в формате *.will (ранее — *.bamboopaper).

В Bamboo Paper нет слоёв. Только страницы.
Раньше моими стилусами были Bamboo. С появлением Apple Pencil всё свелось к этому безальтернативному пока варианту.
Не стоит думать, что лишь с iPad Pro и Apple Pencil можно делать такую работу. До появления iPad Pro я израсходовал в течение нескольких лет: iPad 3, iPad Air 1, iPad Air 2. Все это время я успешно пользовался довольно дешевыми и очень простыми стилусами производства Wacom-Bamboo. Некоторыми пользуюсь по сей день, например, при полете в самолете, когда нужно работать в авиарежиме.

Таким образом, мой принцип — простота во всём. Простое приложение и простой стилус до появления Apple Pencil. И лишь после того как я потратил несколько лет на отработку техники и процесса, я стал позволять себе иногда поэкспериментировать — например, перерисовать Дока в новой стилистике.
Принципы создания
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
Комикаки — это рисованные твиты. Редкий рисунок делается дольше пяти минут. В голове возникает идея, она оформляется юмором и отправляется на реализацию. Вот так — не откладывая в долгий ящик. Бывает, правда, и такое, что идея вынашивается неделями, но это исключение.

Я делаю одну или несколько законченных Комикаки каждый день. Делаются они «там, где стоишь» — где идея застала. Если не соблюдать этот принцип, то поддержать подобную производительность почти нереально.

Было время, когда я не тратил время даже на проверку текста. Публиковал сразу и… получал критику за ошибки. (Заметил, кстати, что люди не обращают внимания на ошибки в статусах в Facebook и в твитах, но возмущаются ошибкам в рисунках). Тогда я стал больше внимания уделять текстам. Хотя иногда я намеренно коверкаю речь, так что не всякая ошибка случайна — просто так бывает смешнее и «разговорнее».

Источником идеи может быть как голая фантазия, так и окружающий мир. Изредка подслушанный диалог оказывается готовым для публикации. Но чаще приходят мысли (чужие или мои), которые, казалось бы, совсем не смешные, но стоит немного «докрутить» — и получается неплохая Комикаки.

Однако не стоит думать, что все события, отражаемые в моих рисунках, — реальны. Тем более — что всё это происходило и происходит со мной. Я — это не мои герои, а мои герои — это не я.
Стихи
Вся моя бурная молодость прошла под гитару и пение собственных песен. Я писал неплохие стихи, даже выучил правила стихосложения. В какой-то момент лирика мне надоела, и я завязал. Но Комикаки дают мне возможность вспомнить былое — периодически творю.

Некоторые мои стихи похожи на хайку. Правда, я не стремлюсь соблюдать слоговые требования и, руководствуясь тем, что их в принципе трудно соблюдать на любом другом языке, кроме японского, смело шлю в жопу тех, кто лезет со своими советами и замечаниями. Мне нравится то, что получается.
Однажды, очередной умник прокомментировал: у вас неправильно написано хайку. Я спросил:
— А как должно быть у хайку?
— 5-7-5!
— А у меня значит не так?
— Да! Не так!
— То есть, у меня не хайку?
— Нет, не хайку!
— Тогда в чем претензия?
Цитаты
Плагиат мне противен до тошноты, поэтому делаю всё возможное, чтобы не быть вторичным. От многих идей отказываюсь, если понимаю, что не буду оригинален. А вот процитировать выдающегося человека, которым порой оказывается кто-то из моих друзей, — дело хорошее.
Цитата Майкла Хайятта (http://michaelhyatt.com)
Популярность
Я понимаю, что популярность Комикаки — это не моя личная популярность. Некоторые мои работы разбегаются по всему рунету, где-то по дороге теряя копирайт. Но натыкаясь на очередной репост, я радуюсь, что моя работа понравилась людям и широко распространилась. Например, как эта:
Самая популярная комикака за все годы! Кстати, ее идея мне приснилась :-)
Практическое применение
Несколько работ я использую как принт для сувениров. При желании, их даже можно купить на Prinderect.ru, но это не было моей целью. Мне хочется иметь возможность время от времени печатать что-то для себя и в подарок друзьям, но идти по банальному пути продажи сувенирки… — в этом есть какая-то тупиковость.

Например это http://komikaki.printdirect.ru/index.php?action=addtocart&product=5518589
Не раз Комикаки иллюстрируют презентации разных компаний, начиная с Яндекса. Например, на конференции Yac/m, проходившей в 2014 году, открывающий доклад сопровождался моими рисунками, которые я придумывал под материал выступления. Вот как это выглядело.
Открывающий кейнот. Выступление Григория Бакунова.
Адаптировать Комикаки к конкретным тезисам было нелегко, но это Яндекс. Яндекс — это моя бывшая работа. Далеко не вся она была творческая. Я занимался технологиями. А сейчас помогаю талантливым и умным людям добиваться своих целей. Некоторые называют такую работу — коачинг. Кроме этого, я профессионально занимаюсь разработкой презентаций и учу этому людей — веду тренинги, а также пишу книгу на эту тему.
Главные принципы Дао Комикаки
Идеями надо делиться!

Я считаю, что за генерацию идей в нашей черепушке (а может, в жопе) отвечает особая железа. И эта железа лишь тогда работает, когда ей пользуются. Если человек уцепился за одну идею, трясётся над ней и зацикливается, то потребность генерить новые идеи исчезает. Как следствие — железа усыхает. Её, наверное, можно будет оживить, но на это могут уйти месяцы или даже годы. Кстати, если концентрироваться на чужих идеях, железа усыхает ещё быстрее.
«Перфекционизм — это паралич» (У. Черчилль)

В несовершенстве есть определённая прелесть. Совершенство же, если и может быть достигнуто, то не сразу — на это могут уйти годы. И те, кто пытается создавать идеальные работы, рискует никогда не показать их миру.
Профессиональное дружелюбие

В творческой среде распространена болезнь — стойкое неприятие чужих достижений. Особенно это свойственно молодым амбициозным дизайнерам. Конечно, мне нравится далеко не всё, что создают коллеги, но я терпеть не могу позицию: всё, что делают другие, — плохо. Отмечая победы других художников, я учусь новому.
Made on
Tilda